☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Что такое кинезиологические упражнения?

Что такое кинезиологические упражнения?

Что такое кинезиологические упражнения?
Что такое кинезиологические упражнения?

Наука кинезиология изучает принципы, по которым происходит движение нашего тела. В этом слове содержится два греческих корня «кинезис» — движение, и «логос» — слово, мысль. В этих двух корнях раскрывается второе содержание данного термина. Кинезиологические упражнения позволяют перейти от движения к мысли. В этом состоит основная цель образовательной кинезиологии — через простые и доступные упражнения добиться улучшения успеваемости у детей, имеющих какие-либо проблемы с учебой. 

Эти техники могут использовать люди любого возраста. Но чаще всего их используют для развития детей дошкольного возраста. Это и понятно — именно в этом возрасте у детей наиболее пластичная и податливая психика. Следовательно, именно в детском саду закладывается фундамент для дальнейших успехов ребенка. Кинезиологические упражнения позволяют развивать и корректировать координационные нарушения. При их регулярном выполнении у детей происходят следующие изменения: 

  • улучшаются функции мелкой моторики;

  • дети становятся более ритмичными;

  • улучшается их ориентировка в пространстве.  

Упражнения образовательной кинезиологии также проводятся для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата.

Теоретические основы кинезиологии

Как известно, мозг человека состоит из двух полушарий. Причем их функции не идентичны друг другу. Левое полушарие отвечает за логику и рациональное мышление. Правое — за наглядно-образное мышление. У гармонично развитой личности одинаково эффективно работают оба полушария. В этом случае так и говорится — полушария гармонизированы. Известно, что таких людей с гармонизировано работающими полушариями не так уж и много. Большинство из нас является «правополушарниками» или «левополушарниками» с соответствующим доминирующим типом мышления. Не являются исключением в этом плане и дети. 

Как известно, все предметы в школе делятся на технические и гуманитарные. Детям с развитым левым полушарием проще даются технические предметы, с развитым правым — гуманитарные. В связи с этим часто при обучении в школе дети могут испытывать стресс и дискомфорт. Гуманитарии ничего не могут поделать с математикой, физикой и химией. Технарям трудно даются русский язык и литература. Ученики могут испытывать апатию, у них может появиться нежелание заниматься нелюбимыми предметами, развиться неверие в себя. Причина кроется в ассиметричной работе полушарий головного мозга. В раннем возрасте их просто не научили учиться, не подготовили к дальнейшим испытаниям.

Как известно, телесные движения напрямую влияют на деятельность головного мозга. Движение правой стороны тела заставляют работать левое полушарие, и наоборот — левая часть тела включает в работу правое полушарие. Занятия по образовательной кинезиологии, в первую очередь, направлены на гармонизацию работы головного мозга. Основная идея проста — научить полушария работать синхронно путем одновременного выполнения движений обеими половинами тела.  

Кинезиология помогает решить и вторую проблему. При обучении человек и, соответственно, дети могут складывать полученные знания в пассивный багаж. Знания могут храниться у ребенка в голове, но он не умеет вытащить их оттуда и воспользоваться ими. Все дело в том, что для активного использования полученной информации человек должен задействовать передние лобные доли мозга. Но хранится информация в задних теменных областях. Кинезиология помогает включить механизмы интеграции мозга, научить детей переключаться из пассивного режима в активный. Такие упражнения в дальнейшем помогут ребенку избежать синдрома двоечника, не способного воспроизвести полученную им информацию. 

Примеры упражнений

Разнообразных кинезиологических упражнений существует довольно большое количество. Есть и базовые упражнения, но педагоги дошкольных учреждений могут и сами придумывать свои собственные упражнения на основе данной методики. Различные новые техники и методики вы всегда можете получить, пройдя курсы повышения квалификации для логопедов дистанционно.   

Перекрестные шаги 

Одно из самых известных базовых кинезиологических упражнений — перекрестные шаги (кросс-кролы). Его можно использовать в качестве разминочного, предваряющего основную программу упражнений. 

Делается это упражнение довольно просто: одна нога сгибается в колене, локтем противоположной руки дети пытаются достать до колена согнутой ноги. Потом нога опускается и поднимается другая нога, дети снова пытаются достать локтем противоположной руки до согнутого колена. 

В основе этого упражнения лежит принцип совместной работы обоих полушарий мозга. В этом упражнении согласуется работа обоих полушарий, заставляя их работать синхронно и одновременно. Таким образом, у детей укрепляются межполушарные связи в мозге. 

Данное упражнение воспроизводит первые движения младенца — ползание. Ползание становится решающим фактором для развития у детей сенсорного восприятия и является триггером, запускающим в мозге процессы, ответственные за обучение. Различают два вида ползания — монолатеральное и билатеральное. Перекрестные шаги имитируют именно билатеральное ползание, когда у детей начинается процесс активного умственного и физиологического развития. Иногда встречается такое, что некоторые дети не способны делать перекрестные шаги. У них развито только монолатеральное движение — ребенок может двигать одновременно рукой и ногой только одной половины тела. Такие дети привыкли использовать в определенный момент только одно полушарие. 

Такую ситуация важно вовремя исправить. Уже замечена корреляция между неумением делать согласованные движения конечностями обеих частей тела и плохой успеваемостью у детей в школе. Эти упражнения и вся кинезиология, в целом, направлены на то, чтобы научить оба полушария ребенка взаимодействовать между собой. В раннем возрасте сделать это проще, по сравнению с более поздним возрастом. 

Упражнение «кулачки-ладошки» 

Еще одно базовое упражнение, призванное согласовать работу обоих полушарий у детей. Помимо этого упражнение может также использоваться в логопедической практике при постановке у ребенка непроизносимых им звуков и автоматизации их произношения. 

Ребенок сжимает обе руки в кулак и произносит какое-либо слово: например, рыба. Потом разжимает руки и произносит другое слово: например, ракета. При этом можно усложнять задания: можно произносить несколько слов подряд. Например: рыба — ракета — роса — ручка. На каждом новом слове руки ребенка принимают новое положение. Рыба — кулаки сжаты, ракета — кулаки разжаты и т. д. Можно вносить свои собственные элементы, например, еще больше усложнять задания, предлагая детям произносить несколько разных слов, при этом каждый раз их руки будут изображать новую фигуру. Рыба — руки сжаты в кулак, ракета — руки сжаты в кулак, но в стороны отводятся большие пальцы, роса — ладошка разжимаются, все пальцы плотно прижаты друг к другу, ручка — ладошка остается открытой, только в сторону отводятся большие пальцы рук.

Занятия можно делать наглядными, например, при помощи сделанных самостоятельно тренажеров. Ребенок встает перед стеной и доской, на которых помещают изображения сжатых в кулак правой и левой рук, правой и левой ладошек и т. д. При произнесении каждого слова он кладет руки на соответствующие изображения. Рыба — ладони сжаты в кулак, каждый кулак кладется на изображение сжатой в кулак ладони и т. д.        

Упражнения с мячами 

Можно придумать огромное количество самых разнообразных упражнений с мячами, которые помогут детям синхронизировать работу обоих полушарий. Мячи могут быть любого размера, и любого вида — начиная от обычных гладких и заканчивая массажными. Сами упражнения могут быть построены по-разному — все зависит от фантазии педагога. Можно на каждом занятии вносить в упражнения какие-то новые детали, внося в них элементы неожиданности и не позволяя детям заскучать на занятиях.

Основная идея — согласованные движения и координация движений ребенка и педагога. При выполнении упражнения педагог и ребенок сидят друг напротив друга и передают своему визави мячи. Мячи можно передавать напрямую, например из правой руки учителя в левую руку ребенка, крест-накрест — из правой руки в левую, передавать только после перекладывания мяча из одной руки в другую. Мячи можно передавать по одному и по два, можно перебрасывать мячи из рук в руки, постепенно увеличивая сложность упражнений. 

Такие упражнения развивают отделы мозга, непосредственно отвечающие за речь и мышление. При этом начинает работать принцип кинезиологии — от движения к слову. 

Тренажер «Забавные дорожки» 

Этот тренажер развивает у детей межполушарные связи, поскольку при работе с ним ребенку потребуется синхронизировать одновременные движения сразу обеих рук. Помимо этого, у детей развивается мелкая моторика, а также этот тренажер помогает решить также ряд логопедических задач, например — закрепить непроизносимые звуки у детей с тяжелыми нарушениями речи.  

Одно из преимуществ данного метода — все материалы можно изготовить самостоятельно, не прикладывая больших усилий и без больших затрат. Вообще, кинезиология — довольно простая в освоении и не требующая особого дополнительного реквизита техника. Все тренажеры и упражнения потребуют от педагога и родителей ребенка минимум вложений, при этом принося максимум пользы. 

Итак, тренажер состоит из двух половин, на каждой из которых изображены симметричные узоры — дорожки. В качестве поля можно использовать лист ватмана или картонку, на которую можно наклеить узоры из цветной бумаги. Это могут быть зигзаги, волнистые линии, вертикально-горизонтальные линии. Размер тренажера также может варьироваться. Это может быть и большой лист, предназначенный для работы детей и педагога у доски, а также тренажеры и небольшого размера, предназначенные для индивидуальной работы.

Для выполнения этого задания детям будет необходимо пальцами двух рук одновременно проходить дорожки-линии. Они могут начинать от края листа, либо от его середины — задания можно менять, чтобы вносить в занятия элемент разнообразия. В первом случае — руки будут сближаться, во втором — расходиться. Проводя пальцем по узорам, ребенок может одновременно произносить слова или звуки, которые он плохо выговаривает. Упражнение можно делать непосредственно на тренажере, так и без него — дети в воздухе повторяют за педагогом или другим ребенком совершаемые ими движения.

Другой вариант данного упражнения — пальчиковое рисование одновременно двумя руками. Рисовать можно и, обмакивая пальцы в специальные краски, и на заполненным цветным песком или крупами поле. Основное требование при этом — добиться от детей симметричности изображаемых узоров. 

Упражнение «третий глаз»

Для того чтобы улучшить функции памяти у человека, мы должны соединить между собой задние и передние отделы полушарий. Для этого можно делать простое упражнение. 

Одна рука нажимает на точку, находящуюся между двух бровей, вторая — массирует затылок. Воспитатель может в этот проговаривать рифмованный текст:

Открываем третий глаз — посмотри скорей на нас;

Лучше станет наша память — вы теперь проверьте сами.    

После этого можно повторять несколько слов или чисел подряд. Дети должны повторить слова в том порядке, в котором их произнес педагог. Это упражнение можно выполнять в нескольких вариантах. Например, не произносить слова, а показывать картинку с изображением животных, игрушек и т. д. Со временем количество слов или предметов на картинке можно увеличивать. 

Упражнение «каких животных видел ты?»

Для развития памяти и воображения можно играть в различные угадайки, придумки и т. д. Приведем один из примеров подобной игры.

Дети сидят кругом за столом вместе с педагогом. Педагог начинает игру — пальцами обеих рук перебирает по столу, передвигая руки по столу. Дети повторяют за воспитателем. Он проговаривает: 

По деревне мы шагаем, видим будки (закрывает глаз ладонью) и сараи (дотрагивается до уха другой рукой с той стороны, где закрыт глаз). 

Затем он начинает бить ребрами ладоней по столу, приговаривая:

Ты нам скорее расскажи, каких животных видел ты? 

В это время меняются фигуры, изображаемые руками. На слове «каких» бьют открытыми ладонями. На слове «животных» — сжатыми кулаками. Видел — открытыми ладонями. Ты — кулаком и ладонью. По окончании вопроса все держат руки в том положении, в каком было произнесено последнее слово (кулак и раскрытая ладонь). Дети начинают произносить названия различных домашних животных, каждый раз при этом меняя положение ладоней. Например, гусь — руки меняются. Та, которая была сжата в кулак, кладется ладонью вниз на стол, а та, которая лежала ладонью вниз, — сжимается в кулак. Воспитатель придумывает, каким образом нужно изменить положение рук, и дети повторяют за ним (или пытаются повторять). 

Темы игр можно менять. Например, можно играть в игры, где нужно называть животных экзотических стран (крокодил, зебра): 

В жарких странах оказались, очень долго удивлялись. 

Животных леса (волк, лиса): 

Мы тихонько в лес зайдем, что же увидим в нем? 

Жесты и положение рук можно выбирать произвольно. Главное — соблюдать принцип кинезиологии, движение должно сопровождать мыслительный процесс.            

Курсы логопедии и дефектологии в НАДПО

Движение — это жизнь. Оставаться без движения нельзя ни детям, ни профессиональным педагогам, воспитателям детских садов, логопедам и родителям. Национальная Академия дополнительного и профессионального образования (НАДПО) призывает вас не стоять на месте, а двигаться вперед к новым свершениям и победам! В нашей Академии вы можете, помимо прочего, записаться на дистанционные курсы переквалификации на логопеда, а также на курсы повышения квалификации для логопедов.

Тем, кто только начинает свою дорогу логопеда, мы предлагаем пройти более объемные курсы переквалификации. В частности, вы можете выбрать следующие программы: 

  • учитель-логопед по профилю: нарушение речи; 

  • клиническая логопедия по специальности «логопед-афазиолог»;

  • дошкольная дефектология;

  • воспитатель детской логопедической группы и другие программы. 

Для тех, кто уже работает в дефектологии и логопедии, мы предлагаем программы, на которых вы сможете «точечно» углубить свои знания. Мы предлагаем следующие программы:

  • логоритмика;

  • нейрологопедия; 

  • работа с афазией; 

  • коррекция звукопроизношения, постановка звуков и другие. 


В НАДПО вы найдете: 

  • индивидуальный подход;

  • преподавателей с большим практическим стажем работы;

  • беспроцентную рассрочку на весь срок обучения; 

  • скидки при групповой записи и тем, кто возвращается к нам и записывается на новые программы обучения. 

Присоединяйтесь к нашему клубу успешных выпускников, повышайте свое качество жизни и двигайтесь к новым вершинам и достижениям вместе с НАДПО!


Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ