☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Организация и проведение занятий по физической культуре

Организация и проведение занятий по физической культуре

Организация и проведение занятий по физической культуре
Организация и проведение занятий по физической культуре

Мы живем в эпоху активного внедрения во все сферы инновационных технологий. С одной стороны, новшества упрощают жизнь – взять хотя бы робот-пылесос, который избавляет от подметания и мытья пола. С другой стороны, мы освобождаемся и от необходимости совершать лишние телодвижения. Добавим сюда долгие часы работы за компьютером – и получим не очень-то радостную картину: люди становятся слабее, чаще болеют. Конечно, растущая популярность ЗОЖ несколько выправляет ситуацию. Однако, ждать от всех осознанного включения в свою жизнь спорта не приходится. Поэтому физическое воспитание не теряет своей актуальности. Скорее наоборот. 

Как должны быть организованы занятия спортом, чтобы они давали максимум пользы? Какие требования и правила нужно учитывать при проведении уроков физкультуры и тренировок в фитнес-клубе? Поговорим об этом в нашей статье. 


Что такое физкультура и зачем она нужна?

Проведение занятий по физической культуре и спорту


Все мы помним о том, что движение – жизнь. Двигательная активность, умение владеть своим телом являются важными условиями психофизического развития личности, ее социализации. Движение «включает» работу всех систем организма, помогает человеку познавать окружающий мир, развивает эмоционально-волевую сферу, чувственное восприятие. Дефицит двигательной активности мешает гармоничному развитию, причем касается это как физической формы, так и эмоций, интеллекта, психики и других свойств личности. 

Что же такое физическая культура? Это часть культуры общества, те нормы, ценности, знания, которые помогают развивать физические и интеллектуальные способности человека, облегчают его социальную адаптацию, формируют здоровый образ жизни посредством физического воспитания. 

Физкультура помогает укреплять и сохранять здоровье. Спорт проверяет на прочность и дарит радость победы – над собой и соперником. 


Особенности организации занятий физической культурой

Проведение занятий по физической культуре и спорту


Человек приобщается к физической культуре в самом юном возрасте. В этом ему помогает физическое воспитание – обязательный элемент всех уровней образовательного процесса, начиная с детского сада и заканчивая университетом. 

Организация и проведение занятий физической культурой на всех ступенях обучения регламентируются федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) – сводом требований, которые определяют структуру и объем образовательных программ, условия их реализации, а также результаты, которые должно обеспечить освоение программных знаний, навыков, умений. 

В России ФГОС применяются с 2004 года и помогают унифицировать образование, обеспечить преемственность и сохранить вариативность образовательных программ. 

Остановимся на особенностях организации занятий физической культурой в детских садах, школах и вузах. 

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ)

Малышам сложно усидеть на месте. Такая повышенная двигательная активность необходима для их гармоничного развития. Поэтому знакомство с физической культурой начинается практически с ползункового возраста – с полутора-трех лет. Задачи перед воспитателями стоят такие:

  • заложить фундамент для правильного формирования и развития опорно-двигательного аппарата;

  • развить моторику;

  • привить интерес к спорту;

  • обучить различным движениям;

  • совершенствовать физические показатели;

  • подготовить детей к школе – к новым условиям и более ощутимым нагрузкам. 

В соответствии с ФГОС, у детсадовцев должно быть не менее 3 уроков физкультуры в неделю: 2 раза ребята занимаются в спортзале или группе и 1 раз – на улице, если позволяет погода. 

Продолжительность занятий варьируется в зависимости от возраста:

  • младшая группа (3-4 года) – 15 минут;

  • средняя группа (4-5 лет) – 20 минут;

  • старшая группа (5-6 лет) – 25 минут;

  • подготовительная группа (6-7 лет) – 30 минут. 

Моторная плотность урока (отношение времени активной двигательной деятельности к общей продолжительности занятия) должна быть не менее 80%.

Ребят рекомендуется делить на две группы: в одной занимаются дети с низким и средним уровнями двигательной активности, во второй – со средним и высоким. Такой подход позволяет по максимуму учитывать индивидуальные особенности малышей, рационально использовать рабочее пространство и спортивный инвентарь. 

Инструктором по физической культуре в ДОУ может быть человек с высшим или средним профессиональным образованием в области физкультуры и спорта или высшим или средним профессиональным образованием и дополнительной профессиональной подготовкой в области физкультуры и спорта и доврачебной помощи. 

Каждый урок физкультуры в ДОУ должен быть четко структурирован:

  1. Вводная часть. Разминка, которая активизирует внимание, улучшает эмоциональное состояние, готовит к более серьезным нагрузкам. 

  2. Основная часть. В нее входят 3 вида упражнений: для общего развития и повышения гибкости позвоночника, для освоения основных движений и подвижные игры.

  3. Заключительная часть. Темп занятия постепенно снижается, выполняются упражнения на восстановление дыхания и нормализацию пульса. Воспитатель подводит итоги.. 

Школы

В школе физ-ра дает детям возможность на время сменить вид деятельности – переключиться с умственной нагрузки на физическую, отдохнуть и улучшить настроение. 

Школьное физвоспитание призвано решить следующие задачи:

  1. общеобразовательные – обучить новым двигательным навыкам и умениям, донести важность систематических физических нагрузок для здоровья, привить любовь к спорту;

  2. воспитательные – научить самостоятельности и взаимодействию в команде, воспитать в ребятах упорство, целеустремленность, ответственность, смелость, волю к победе;

  3. оздоровительные – укрепить здоровье, сформировать правильную осанку, улучшить координацию движений, развить ловкость, повысить умственную работоспособность.

ФГОС предписывают 3 урока физкультуры в неделю, один из которых может быть заменен хореографией, танцами, ритмикой. 

Содержание занятий меняется в зависимости от возраста учащихся:

  • В начальной школе (1-4 классы) целями уроков физвоспитания являются укрепление растущего организма, его оздоровление, развитие выносливости и координации движений, творческого мышления. Ребята начинают осваивать командные игры. 

  • В средней школе (5-8 классы) больше внимания уделяется поддержанию физической формы, дисциплине, исполнительности. Ребята учатся с уважением относиться к своему здоровью, начинают осознавать важность физической активности для жизни. 

  • Старшеклассники (9-11 классы) осознают ценность здорового образа жизни, значение физкультуры, постепенно закрепляют привычку регулярно заниматься спортом, выбирают наиболее привлекательное для себя направление – например, легкую атлетику или игровые виды спорта. 

Школа несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Поэтому планируя занятия, педагог учитывает рекомендации врача, имеющиеся ограничения и корректирует интенсивность нагрузки. В зависимости от состояния здоровья и уровня физической подготовки учащихся делят на три группы: 

  1. основную (дети без существенных проблем со здоровьем);

  2. подготовительную (ребята, которые недавно перенесли болезнь, в здоровье которых наблюдаются небольшие отклонения от нормы);

  3. специальную (для детей, которым клинико-экспертная комиссия (КЭК) рекомендовала максимально уменьшить физические нагрузки). 

В организации школьного урока физкультуры учитель использует такие методы, как:

  • фронтальный – учащиеся выполняют упражнение одновременно;

  • поточный – ребята выполняют одно и то же упражнение друг за другом, без пауз;

  • посменный – учащихся распределяют в разные смены, упражнение выполняется по очереди – одни делают, другие наблюдают;

  • групповой – ученики работают самостоятельно, по очереди выполняют разные задания, группы меняются местами; 

  • индивидуальный – ребята выполняют упражнения по одному, получают от учителя обратную связь – в виде замечаний или похвалы. 

Таким образом, школьные уроки физкультуры не только оздоравливают ребят и приобщают их к активному образу жизни, но и воспитывают характер, учат взаимодействию с другими детьми, прививают желание и стремление к саморазвитию, работе над собой и своим телом. 

Высшие учебные заведения

«Физическая культура» является одним из обязательных предметов в вузах, независимо от специальности и формы обучения. Согласно требованиям ФГОС, эта учебная дисциплина решает образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи, способствует становлению физической культуры личности учащегося, расширяет и углубляет знания по физиологии, психологии, педагогике, повышая таким образом уровень профессиональной компетентности молодого специалиста. 

В курсе обучения есть и теория, и практическая часть. Теоретическая часть помогает выстраивать отношение учащихся к физической культуре. Практика дает возможность приобщиться к физкультуре и спорту, научиться поддерживать достойный уровень физической подготовки, организовывать активный отдых, предотвращать травмы и предупреждать болезни. 

На всех этапах обучения присутствует контроль: оперативный (как выполняется поставленная задача), текущий (в виде оценки промежуточного результата – насколько хорошо усвоен раздел), итоговый (показывает, какого уровня физической культуры удалось достичь).

Допуском к итоговой аттестации будут успешно пройденные тесты и определенное количество баллов. 

Студенты-очники должны освоить предмет «Физическая культура» за 400 часов, при этом обязательный контент может быть дополнен факультативным – по интересам. 

К практическим занятиям по физвоспитанию допускаются студенты, прошедшие медосмотр. В начале учебного года их распределяют по трем отделениям:

  • основное;

  • специальное;

  • спортивное. 

Главные критерии такого отбора – состояние здоровья (основная, подготовительная или специальная медицинская группа), пол, уровень физического развития и физподготовки, предпочтения и интересы учащегося (желание углубленно заниматься определенным видом спорта, например). Студенты, которых освободили от занятий по состоянию здоровья, проходят только теоретическую подготовку. 

Занятия по физвоспитанию могут быть:

  • теоретические, практические или контрольные;

  • элективные (по выбору) учебно-тренировочные и методико-практические;

  • индивидуально-групповые и индивидуальные дополнительные занятия и консультации;

  • самостоятельные занятия (по заданию преподавателя и под его контролем). 


Требования к занятиям в фитнес-центрах

Проведение занятий по физической культуре и спорту


Сегодня спорт доступен для всех. Летом в парках, на набережных занимаются йогой и дыхательными практиками. Зимой заливают городские катки и хоккейные площадки во дворах. Любители бега круглогодично наматывают километры на стадионах или специально оборудованных дорожках с покрытием. 

Но есть и такие, кому комфортнее тренироваться в фитнес-клубе – в компании единомышленников. Там есть необходимое оборудование, инвентарь, специально обученные инструкторы, можно выбирать индивидуальные или групповые занятия, интересующие направления. 

Разберемся, каким требованиям должны соответствовать занятия физической культурой в фитнес-центрах. 

Тренировки в фитнес-клубе: цели, принципы, методы

Любая тренировка – это не просто комплекс упражнений, выполняемых по определенной схеме, а поэтапная адаптация организма к нагрузкам. Цели тренировок могут быть:

  • двигательные – для улучшения физических показателей (координации, выносливости);

  • когнитивные – направлены на развитие когнитивных способностей, которые влияют на достижение целей;

  • эмоциональные – работа над самодисциплиной, тренировка силы воли. 

  • Фитнес-программы строятся с учетом ряда принципов:

  • вариативность – изменение интенсивности и вида нагрузки;

  • индивидуальный подход – уровень физподготовки и здоровья конкретного человека определяет уровень нагрузки;

  • специализация – выбор определенного вида спорта и концентрация всех усилий на нем;

  • взаимодействие нагрузок – сочетание в рамках одной тренировки разных видов нагрузок;

  • цикличность тренировок – такие тренировки повышают адаптивные возможности организма.

 

Методы, применяемые в организации и проведении тренировок, можно условно разделить на:

  • Словесные. Тренер проговаривает с клиентом цели и задачи каждого занятия, поясняет особенности техники выполнения упражнений, анализирует результаты и мотивирует на новые достижения. 

  • Наглядные. Инструктор показывает, как правильно и безопасно выполнять упражнение, а потом наблюдает, как это делает его подопечный, вносит коррективы. В эту же группу можно отнести видеоинструкции. 

  • Практические. Например, метод развития физических качеств или метод освоения техники упражнений. Каждое упражнение можно разложить на элементы и разучивать последовательно, по кусочку, а затем объединять эти пазлы в единую картинку. 

Чтобы улучшить физическую форму спортсмена нужно правильно нагружать тело. Распределять нагрузку можно по-разному. Приведем несколько наиболее распространенных способов:

  • непрерывная и равномерная нагрузка (бег);

  • непрерывная и переменная нагрузка;

  • интервальная нагрузка (например, 3 минуты бега чередуются с 15 секундами быстрой ходьбы, что помогает быстрее сжигать калории);

  • повторы (которые чередуются с 1-2 минутами отдыха);

  • круговая нагрузка (когда упражнения выполняются по кругу – меняются тренажеры);

  • подвижные игры (хорошо развивают координацию, выносливость);

  • соревнования. 

Фитнес мужской и женский: в чем отличия?

Во время тренировок мужчины тратят большое количество энергии, с легкостью выплескивают ее. Женщины наоборот склонны энергию накапливать (например, в виде жировой ткани). Поэтому и цели у них чаще противоположные: мужчины стремятся нарастить мышечную массу, женщины мечтают постройнеть. 

Чтобы тренировки были эффективными, важно учитывать физиологические особенности мужского и женского организма. На что стоит обращать внимание:

  • Разное распределение мышц. У мужчин более массивный верх, поэтому они предпочитают тренировать плечи, руки, торс. У женщин большая часть мышечной массы сосредоточена внизу – им легче делать приседы, выпады. 

  • Разная плотность связок. У мужчин они содержат больше коллагена и меньше эластина, поэтому имеют более плотную, прочную структуру и хуже тянутся, но выдерживают большие нагрузки. 

  • По-разному срабатывает гормональная система. Мужчины чаще выкладываются по полной, занимаются более агрессивно. У женщин включается «безопасный режим» – на износ они тренируются гораздо реже. 

  • Разная предрасположенность к накоплению жира. Женский организм делает это охотнее, так как приспособлен к вынашиванию детей. 

  • Разная прочность костной ткани. У женщин кости более хрупкие, поэтому рабочие веса нужно подбирать аккуратно. 

  • Разная гибкость. В женском организме больше эластина, проще делать амплитудные движения, заниматься стретчингом. 

  • Требуется разное время на восстановление после нагрузок. Женский организм медленнее приходит в себя, а вот травмируется намного проще. 

  • Разный объем мышц. У женщин мышцы растут намного медленнее, поэтому превратиться в груду мышц без специальных добавок вряд ли получится. 

Фитнес для пожилых: особый подход

Регулярные нагрузки нужны не только для хорошего самочувствия и поддержания физической формы, но и для здоровья психического, для душевного равновесия. Что особенно важно, когда вам далеко за…

Пожилой возраст спорту не помеха. Главное – правильно выбрать вид упражнений и интенсивность нагрузки. Подходящими видами спорта для пожилых людей будут:

  • ходьба – не нужен никакой инвентарь, не требуется хорошая физподготовка, можно одновременно прогуливаться и дышать свежим воздухом;

  • плавание – вода уменьшает нагрузку на суставы и хорошо снимает нервное напряжение;

  • пилатес или йога в фитнес-студии – не только полезная тренировка, но и общение с людьми, а, возможно, и приятные знакомства;

  • цигун.

Чтобы внезапное увлечение спортом не сказалось на состоянии здоровья, предварительно стоит проконсультироваться с лечащим врачом. 

Проведение занятий по физической культуре для пожилых должно учитывать следующие моменты:

  • упражнения должны быть простыми, с максимальным количеством повторений;

  • оптимально, если в неделю будет 2-3 занятия продолжительностью 45-50 минут (не более);

  • силовые нагрузки необходимо подбирать с учетом текущего состояния здоровья. 

Тренер по фитнесу: какие требования?

Безопасность и результативность тренировок, атмосфера в фитнес-студии, настроение и настрой тренирующихся во многом определяются мастерством и личностью инструктора – того, кто проводит занятие или курирует спортсменов. Ответственность высока. Поэтому и требования к тренерам предъявляются соответствующие: 

  • наличие профессиональной или спортивной квалификации, подтвержденной дипломом (сертификатом, удостоверением);

  • регулярная оценка профессиональных компетенций;

  • знание теории и методики фитнес-тренировки;

  • знание методики предоставления фитнес-услуг;

  • знание основ анатомии, биохимии, биомеханики, физиологии;

  • знание правил эксплуатации спортивного инвентаря, оборудования, снаряжения;

  • знание особенностей и принципов построения тренировок в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья;

  • умение оказать первую помощь;

  • знание и соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм, правил пожарной безопасности. 

Освоить востребованную профессию тренера по фитнесу, научиться проводить групповые и индивидуальные физкультурно-оздоровительные занятия, освоить новые направления фитнеса можно на курсе в нашей Академии.


Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ