☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Принципы инклюзивного образования

Принципы инклюзивного образования

Принципы инклюзивного образования
Принципы инклюзивного образования

По данным исследований, в России сегодня более 700 000 детей имеют ограниченные возможности здоровья. Все они по закону имеют право на образование, которое будет учитывать их физические и психические возможности и способности, а также особые потребности в обучении. Только вот воспользоваться этим правом могут не все. Причины просты – не все школы готовы обучать особенных учеников, не все родители знают, что существует такая возможность. Выходом из тупика станет инклюзивное образование. 

Что это такое? Каковы особенности инклюзивного образования? Какие задачи оно помогает решить? В чем польза инклюзивного образования? Поговорим об этом в статье.


Какое образование называют инклюзивным

подход к обучению детей с ограниченными возможностями

Изображение от prostooleh на Freepik

Инклюзивное образование – это такая форма организации учебно-воспитательного процесса, обустройства среды образовательных учреждений, которая делает возможным беспрепятственное участие во всем учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенных ребят не изолируют от здоровых одноклассников и одногруппников, не помещают в спецшколы, не акцентируют внимание на их проблемах. Они сосуществуют со здоровыми сверстниками, пользуются равными правами и возможностями, получают те же знания, умения, навыки, учатся взаимодействовать и конкурировать, чтобы, покинув школу (ссуз или вуз), не потеряться в социуме, а иметь полное представление об окружающем мире, его особенностях и знать, как себя вести.

Термин «инклюзия» – слово заимствованное, его первоисточник – латынь. В переводе на русский – это включение. Таким образом инклюзивное образование предполагает включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. Главные посылы – избежать дискриминации, создать условия, которые будут учитывать как индивидуальные особенности и возможности, так и специфические образовательные потребности каждого участника учебного процесса, обеспечить равное отношение ко всем детям (студентам). Такое сосуществование, доброе соседство обычных ребят и ребят с особенностями воспитывает у первых умение сопереживать, быть толерантными, чувствовать ответственность за своего товарища, а вторым помогает обрести уверенность, ощутить себя в безопасности, научиться отстаивать свои интересы, добиваться поставленных целей, радоваться своим успехам.


Из истории инклюзивного образования

подход к обучению детей с ограниченными возможностями

Изображение от pressfoto на Freepik

Термин «инклюзия» и принцип такого «включенного» образования появились в международной практике 28 лет назад. Произошло это в 1994 году в Саламанке (Испания), где под эгидой ЮНЕСКО проходила Всемирная конференция, посвященная особым потребностям в образовании. В декларации, принятой по итогам встречи, были сформулированы первые принципы инклюзии:

  • особенности, способности, интересы и образовательные потребности каждого ребенка уникальны;

  • каждый человек должен иметь не только право на образование, но и возможность его получить и поддерживать определенный уровень знаний;

  • образовательные системы, учебные программы должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей и потребностей;

  • обучение в обычных школах должно быть доступно для людей с особыми потребностями, для этого образовательные учреждения должны создавать все необходимые условия;

  • обычные школы, ориентированные на инклюзию, помогают созданию благоприятной, комфортной для всех атмосферы в обществе, делают обучение доступным для всех без исключения, тем самым препятствуют дискриминации и делают систему образования более эффективной.   

История получила продолжение на Всемирном форуме, посвященном вопросам образования, который прошел в Дакаре в 2000-м. Тогда было основано международное движение «Образование для всех», объединившее людей, выступавших за то, чтобы качественное базовое образование было доступным и для детей, и для молодежи, и для взрослых. А в 2006 году Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций была одобрена Конвенция о правах инвалидов, содержавшая положения об инклюзивном образовании. 

Сегодня инклюзивное образование является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики нашей страны.


Чем инклюзия в образовании отличается от интеграции

подход к обучению детей с ограниченными возможностями

Изображение от Freepik

Понятие инклюзия (в отношении образования) нередко используют как синонимичное интеграции. Их базовые цели, действительно, схожи. Но принципиальные отличия все же есть. 

Интеграция – это «объединение», «восстановление», «слияние отдельных фрагментов в единое целое». Интегративный подход к образованию предполагает обеспечение доступности школьной программы, получения знаний для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями в обучении. Разница между обычными детьми и ребятами с особенностями принимается и учитывается. Однако, система, в которую интегрируются (встраиваются) учащиеся с ОВЗ, не подвергается кардинальной трансформации. 

Инклюзия – это «включение». Чтобы такое включение стало возможным, среду (внутреннюю среду школы, например) нужно подготовить: убрать физические и психологические барьеры, сделать доступной во всех смыслах, создать и поддерживать условия, которые будут комфортными, благоприятными для совместного обучения обычных ребят и их сверстников с особыми образовательными потребностями (ООП). 

Инклюзию можно рассматривать как следующую продвинутую ступень интеграции. Все особенности – физические, ментальные, этнические, расовые и т. д. – воспринимаются как норма. Людей не распределяют по группам в зависимости от нюансов внешности, проблем со здоровьем, происхождения, возраста и пола, родного языка и т. д. Цель инклюзии – наделить каждого ребенка правом участвовать в жизни социума наравне со всеми, учиться не в спецшколе закрытого типа, а в обычном образовательном учреждении, общаться, взаимодействовать, получать знания и развиваться рядом со сверстниками, у которых нет ОВЗ или иных явно выраженных особенностей.


Каковы принципы инклюзивного образования

подход к обучению детей с ограниченными возможностями

Изображение от Freepik

В основе инклюзивного образования – восемь ключевых принципов:

  1. Человеку нужен человек, люди нуждаются друг в друге. 

  2. Каждый человек ценен сам по себе, вне зависимости от его особенностей, способностей, талантов и достижений. 

  3. Каждый человек способен думать и чувствовать.

  4. У каждого есть право на то, чтобы общаться с другими людьми и быть услышанным ими. 

  5. Всем людям нужна дружба, понимание, поддержка сверстников. 

  6. Истинное образование возможно только в условиях живых взаимоотношений, реального взаимодействия. 

  7. Человек скорее достигнет прогресса в том, что он может делать, чем в том, чего он не имеет возможности делать. 

  8. В любом виде разнообразие благоприятно влияет на все сферы жизни человека, всесторонне усиливает его самого. 

Таким образом, инклюзивное образование – это формирование доступной для всех среды, которая учитывает индивидуальные особенности, возможности, потребности каждого.


Какие задачи помогает решить инклюзия

подход к обучению детей с ограниченными возможностями

Изображение от Freepik

Цель инклюзивного образования состоит в преодолении разного рода барьеров – физиологических, социальных, психологических, которые стоят на пути лиц с ограниченными возможностями, и приобщение особенных людей – независимо от их происхождения, пола, возраста и других индивидуальных черт – к образованию, культуре, к жизни в социуме – то есть ко всему тому, что доступно остальным самым обычным людям. Чтобы такое включение стало возможным (и прошло безболезненно) предстоит решить следующие задачи:

  • организовать адаптивную образовательную среду, которая будет соответствовать и общим, и индивидуальным потребностям человека с особенностями;

  • обеспечить индивидуальный педагогический подход к человеку, который будет учитывать его социальный опыт, особенности и степень их выраженности, состояние здоровья, личностные ресурсы, возможности семьи и т. д.;

  • особым образом выстроить процесс обучения;

  • объединить процесс освоения учебных знаний, умений, навыков с формированием жизненных компетенций – тех знаний, умений, навыков, которые необходимы для того, чтобы быть независимым, самостоятельно функционировать в социуме;

  • создать условия, в которых включение ребенка с особыми возможностями и потребностями в образовательную и социальную среду будет проходить при участии и всесторонней помощи психолога и педагогов;

  • разработать специализированные программы и методические комплексы, предназначенные для обучения ребят с особенностями здоровья;

  • обеспечить согласованность действий специалистов и родителей, которые становятся участниками образовательного процесса;

  • совершенствовать профессиональные компетенции педагогов, готовить их к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья различной степени выраженности и специфики;

  • формировать толерантное отношение всех участников учебно-воспитательного процесса к самым разным особенностям развития и людям с ОВЗ, 

Все это позволит создать благоприятную атмосферу, комфортные условия, располагающие к успешному обучению, естественной коррекции имеющихся нарушений, постепенной социализации учащихся, имеющих те или иные нарушения, отклонения, особенности в здоровье и развитии.

 

Инклюзивное образование: плюсы и минусы

подход к обучению детей с ограниченными возможностями

Изображение от starline на Freepik

Инклюзивный подход к организации учебно-воспитательного процесса позволяет создать гибкую образовательную среду, которая подстраивается под потребности каждого ребенка, учитывает его индивидуальность, а именно – физические, психические, интеллектуальные особенности. У каждого человека с ОВЗ появляется возможность с юного возраста расти, развиваться в окружении людей без инвалидности, чувствовать себя равноправным членом социума, не воспринимать свою непохожесть на других как что-то негативное. Особенные ребята естественно интегрируются в общество, взаимодействуют со своими сверстниками, в то время как обычные дети учатся уважению, терпимости по отношению к тем, кто чем-то от них отличается, не фиксируются на этих отличиях. 

Основные плюсы инклюзивного образования можно сформулировать так:

  • в условиях инклюзивной среды ребята с ОВЗ лучше коммуницируют, взаимодействуют со своими ровесниками, не имеющими каких-либо особенностей здоровья, чем дети, растущие в специальных коррекционных учреждениях;

  • инклюзивное образование дает ребятам с особенностями возможность расширить круг общения (который раньше ограничивался родственниками или детьми с похожими проблемами в центрах реабилитации);

  • уровень знаний и умений, который формируется у детей с ОВЗ в условиях обычной школы значительно выше, чем в закрытом специальном заведении, а значит, они будут более конкурентоспособны по окончании школы;

  • обычные дети, которые учатся, дружат с особенными ребятами, осознают, что у них очень много общего; 

  • совместное обучение ребят без инвалидности и ребят с ОВЗ помогает и им самим, и их родителям лучше понимать друг друга;

  • обучение в обычной школе позволяет детям с особенностями здоровья не расставаться с семьей, что бывает невозможно, если ребенка помещают в интернат (коррекционная школа может находиться далеко от дома, а значит, не будет возможности видеться с близкими);

  • для детей с ОВЗ организуется сопровождение – психологическое, коррекционное, социальное, которое сохраняется на протяжении всего обучения и продолжается после его завершения.

Но и недостатки у инклюзивного подхода тоже есть. Хотя речь нужно вести скорее не о минусах подхода как такового, а о барьерах, которые возникают на пути «включенного» образования. К подобным проблемным моментам можно отнести:

  • Дефицит квалифицированных специалистов – дефектологов, воспитателей, психологов, логопедов, педагогов, которые умеют работать с детьми, имеющими ОВЗ. Обычные школьные учителя нередко проявляются снисходительность к ребятам с особенностями, что приводит к необъективной оценке их знаний, способностей и может спровоцировать негатив со стороны ребят, не имеющих инвалидности. 

  • Трудности с содержанием учебно-воспитательного процесса. Возникают сложности в соединении специальных программ с общеобразовательными, особым ребятам нужны знания, умения и навыки, которые для здоровых детей могут быть не так актуальны и т. д.

  • Проблемы с созданием безбарьерной среды. Не у всех школ есть средства на реконструкцию и приспособление учебных помещений для детишек с особыми потребностями. 

  • Плохая информированность. Родители ребят с ОВЗ, которым необходимо учиться в инклюзивной школе, часто просто не знают, что есть такая возможность, либо обучение заканчивается на средней ступени, в то время как его можно было бы продолжить. 

  • Недостаток финансирования и как следствие – довольно скромная материально-техническая база, которой может быть недостаточно для инклюзии в учебный процесс детей с особыми образовательными потребностями. 

К сожалению, никуда не деться и от человеческого фактора – не все родители и дети без особенностей в физическом и психическом развитии адекватно воспринимают ребят с ОВЗ. Это повышает риск негативного отношения.

В условиях нехватки квалифицированных кадров сегодня очень нужны специалисты, которые умеют работать с особенными детьми, знают, как учесть их индивидуальные физические и психические нюансы, как создать благоприятные условия для их интеграции в образовательную среду и успешного обучения, для адаптации и социализации. Освоить эту востребованную профессию, овладеть методами, технологиями, приемами работы с ребятами, имеющими ограниченные возможности здоровья, вы можете на дистанционном курсе «Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» в нашей Академии.



Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ